Историческая справка: автор Львиного моста, дата открытия и 3 основные реконструкции

Львиный мостик (название при открытии — Мост о четырёх львах) — одна из шести подвесных переправ, построенных в Санкт-Петербурге в первой половине XIX столетия. К началу XXI века функционируют лишь три из них: Львиный и Банковский мосты, выстроенные на канале Грибоедова (до 1923 г — Екатерининский) и Почтамтский — через реку Мойку. Львиный мост украшают четыре скульптуры — великолепные львы высотой почти 2,5 метра. Это один из наиболее интересных архитектурных объектов Питера.

Львиный мост в день открытия

В первый июльский день 1826 года в столичном Санкт-Петербурге праздновали торжественное открытие изящного цепного моста на Екатерининском канале, устроенного для пешеходов. Необходимость в строительстве возникла в связи с ростом численности населения в прилегающем к каналу районе.

На внушительных постаментах, которые установлены в четырех углах цепной переправы, защищенной изящной узорной решеткой, царственно восседают чугунные львы, выкрашенные под мрамор. Величественные звери располагаются парами, спиной к набережной. В зубах у них зажаты надежные стальные тросы, проходящие вдоль цепного мостика. Львиные мускулы напряжены, передние лапы уверенно и мощно упираются в плинты. Львиные головы покрыты роскошной кудрявой гривой, а хвосты с забавной кисточкой захлестнуты на сильные спины. Посредине пролетов, в перилах, установлены классические шестигранные фонари.

Строительство планировали завершить в октябре 1825 года, но из-за возникших технических проблем, сборка мостовых конструкций началась лишь весной и затянулась до лета 1826 года. В первые часы с момента открытия по новому подвесному мостику, который получил наименование «Мост о четырех львах», постарались перейти почти три тысячи человек.

За 200 лет существования цепная переправа на канале Грибоедова несколько раз меняла наименование. «Мост о четырёх львах» — официальное название в момент открытия. Затем, «Цепной пешеходный, «Львиный пешеходный», «Мариинский», и, наконец, привычное современникам название — Львиный мост. Длина подвесной конструкции немногим менее 28-ми м, ширина между перилами 2,2 м.

Кто создавал Львиный мост?

Вильгельм Треттер

Львиный мост создавался по проекту германского инженера Вильгельма Треттера, который прибыл в Россию по приглашению императора Александра I еще в 1814 году. Совместно с талантливым русским инженером В. А Хриштановичем они уже построили в Санкт-Петербурге три цепных подвесных моста в стилистике классицизма. Львиный и Банковский пешеходные мосты через Екатерининский канал проектировались практически одновременно. Оба проекта были утверждены в феврале 1825 г. При строительстве уникальная гранитная набережная не пострадала, разобрали только ее забутку. Сложные металлические кронштейны, к которым крепятся тросы с цепями, поддерживающие подвесную конструкцию, проектировщики скрыли за статуями львов и грифонов. Легкие цепные переправы эффектно вписались в архитектуру городской набережной.

Скульптурное оформление Львиного мостика — заслуга русского мастера Павла Петровича Соколова, создавшего также грифонов для Банковского моста и сфинксов для Египетского (обрушился в 1905 году, восстановлен, но от старой цепной конструкции остались только ограда и экзотические сфинксы). Известно, что цена, которую запросил скульптор за свою работу, не устраивала управление, финансирующее строительство. Но Вильгельм Треттер столь упорно настаивал на кандидатуре Соколова, что чиновникам пришлось уступить.

Осенью 1825 года скульптор закончил алебастровую модель и форму для литья четырех львов в металле. Уникальные скульптуры для мостика изготовили на Петербургском казенным литейном заводе в марте 1826 года. Они были отлиты из чугуна. Полые статуи, собранные из двух половин, установили на металлические каркасы и намертво закрепили на чугунных плинтах постаментов.

Берлинская копия

Интересная историческая справка: первый немецкий цепной мост, созданный в Берлине в 1838 году фирмой Borsig, это, практически, копия Львиного моста, построенного в Петербурге. Подвесная переправа установлена на территории парка Tiergarten. Берлинский проект осуществил германский инженер Людвиг Гессе. Как и в Питере, на постаментах восседают благородные львы, удерживающие стальные тросы — опоры для небольшой деревянной переправы. Скульптуры спроектированы Кристианом Раухом, и отлиты Августом Борзигом. Длина берлинской цепной переправы 17,3 м, ширина 2 м.

Копия в Берлине

Во Вторую мировую цепной мост был разрушен, но в 1958 году городские власти сумели его восстановить, реконструировав по оригиналу. Со временем деревянные пролеты и перила мостика обветшали. Переправляться по нему стало опасно. В 2008 году разрушенную переправу закрыли. Восстановление моста планировали начать в 2014 году, но средств для реставрации в городской казне не нашлось. Сегодня подъезды к мосту заблокированы. Только благородные львы, как и прежде, восседают на парапетах, удерживая свою нелегкую ношу.

История реставрации

Облик Львиного мостика в Питере менялся неоднократно. В 1880 году демонтировали оригинальное узорное ограждение. Рисунок новой кованой решетки оказался предельно неудачным, фактически, это была простая ограда с металлическими прутьями. Тогда же демонтировали уникальные фонари, а львы, вместо мраморных, стали темными и мрачными. В сумерках их было практически не видно.

В конце сороковых годов в Ленинграде началась активная реставрация архитектурных памятников. В 1951 году деревянные опоры Львиного моста заменили на двутавровые балки из стали. Работы велись под руководством советского инженера-проектировщика А.М. Яновского. В 1954 году воссоздали прежние архитектурные элементы (узорную решетку, шестигранные фонари). Скульптуры отреставрировали и вернули львам мраморную окраску (архитектурный проект А.Л. Ротача). Капитальный ремонт Львиного моста выполнили в 2000 году, перед празднованием 300-летия Санкт-Петербурга. Работы велись инженерной группой «Стройпроект».

Львиный мостик расположенный на изгибе канала Грибоедова, входит в тройку самых популярных мостов Санкт-Петербурга. 30 августа 1960 года его включили в Единый госреестр памятников истории и культуры народов России. С моста открывается великолепная панорама городской набережной. Здесь встречаются с друзьями и устраивают фотосессии. Благородные львы привлекают внимание гостей города. Здесь всегда можно услышать иностранную речь.